Когда-то… в Америке
Метод учебных проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи. Идея метода состояла в том, что ученику предоставляли возможность самостоятельно приобрести знания в процессе решения практических проблем, интересных для него самого. Последователь Джона Дьюи Уильям Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод учебных проектов был осуждён, запрещён и изгнан из советской школы в 1931 году, как «антинаучный» и «буржуазный».
Высокая динамика общественных процессов и мощные информационные потоки последних десятилетий поставили российскую школу (и общеобразовательную, и школу искусств) лицом к лицу с целым рядом серьёзных проблем.
Назовём самые важные:
Важнейшей педагогической необходимостью стал поиск такого метода обучения, который, в первую очередь, формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; был бы приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Метод был найден. Так спустя почти 100 лет в российскую школу вернулся метод учебных проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; развивают у себя исследовательские умения, мышление.
Если с целью проектного обучения всё достаточно ясно, то само понятие «учебный проект» у нас трактуется совершенно по-разному.
Так ведущий российский исследователь проектной деятельности в школе Наталья Викторовна Матяш не разделяет понятие «учебный проект» с понятием «творчество» и рассматривает учебный творческий проект, как «самостоятельно разработанное и специально изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности ученика с учителем». То есть, выучил на уроке пьесу – вот тебе и проект! Вылепил на уроке труда фигурку из пластилина – оказывается, реализовал проект!
Оппонентом Н.В. Матяш выступает не менее известный исследователь проблемы учебного проекта Нинель Юловна Пахомова. Она трактует метод учебных проектов, как «учение через деятельность», а учебный проект, рассматривает в виде средства, позволяющего «обучать и возможности сделать что-то особенное и интересное, соответственно».
Думается, что второе определение более верное, но большинству преподавателей пришлось по душе использование понятия «учебный проект» в редакции Н.В. Матяш. И это легко объяснимо. На сегодняшний день внедрение метода проектов в образовательный процесс определяет наличие инновационной деятельности в школе. Зачем углубляться в тонкости вопроса? Можно перед изучением темы «Музыкальные инструменты» попросить учеников 2 класса сделать дома шумовые погремушки и гордо назвать это домашнее задание учебным проектом. Кстати, этот так называемый «проект» гуляет по просторам Интернета под многими фамилиями преподавателей ДШИ, заявляющих себя его авторами.
Однако, при таких изначально разных трактовках базовых понятий есть одна позиция, в которой мнения всех учёных сходятся. В основе каждого проекта лежит проблема. Желание решить проблему инициирует деятельность. Нет проблемы – нет деятельности.
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?"(мы это можем делать) | Выбор способа и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Так что же такое учебный проект? Проанализировав 19 определений понятия «учебный проект» из самых разных источников мы остановились на таком: Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта. Впрочем, пока учёные спорят, Вы можете выбрать любое другое определение, которое Вам больше нравится …
Существует огромное множество самых разных проектов. Их различают по по доминирующей деятельности (информационные, исследовательские, творческие, прикладные), по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные), по продолжительности (кратковременные и длительные), по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).
Нет разногласий и в определении общего алгоритма подготовки и реализации учебного проекта. Вслед за темой и проблемой следует формулирование цели и задач, затем выбор методов, планирование работы, собственно ее осуществление и защита проектной работы. Приводим таблицу этапов работы над учебным проектом:
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя и представить достигнутый результат публично. Из объекта ученик превращается в субъект. А субъект, по мысли С.Л. Рубинштейна, «сознательно действующее лицо, самосознание которого - это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его…. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле».
Роль учителя в проектной деятельности тоже меняется коренным образом. Проектирование выполняется не под руководством преподавателя, а вместе с преподавателем – проектирование строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Учитель выступает как фасилитатор, то есть помощник. Преподаватель должен удержаться от роли всезнающего оракула даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают что-то неправильно. Ученик сам определяет цель и идёт к этой цели. Редко кто хочет и может сменить роль оракула на роль фасилитатора. Метод проектов в советской школе 30-х годов «провалился», в первую очередь, потому, что не было учителей, способных работать с проектами. И сегодня умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения.
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо осязаемо оформлены (видеоролик, альбом, газета, доклад и т.д.). Зачастую продукт считают собственно проектом. Следует помнить, продукт – это не проект, а только одно из возможных воплощений проектного замысла.
В практике ДШИ проектная деятельность в основном воплощается в творческих проектах. При этом под названием «творческий проект» чаще всего скрываются всем нам знакомые конкурсные, концертные или культурно-просветительские мероприятия, то есть проект подменяется продуктом. Например, ДМШ № 5 г.Рязани называет проектом Конкурс скрипачей имени В.Ф. Бобылёва; ДМШ №8 г.Екатеринбурга - Конкурс танцевальной музыки «Танцующие клавиши» и цикл концертов «Мастера на сцене». Кроме того, в рамках всех перечисленных «проектов» ученик продолжает находиться в позиции не «субъекта», а «объекта».
Складывается впечатление, что реализация полноценной проектной деятельности в ДШИ невозможна из-за самой специфики обучения.
На этом безрадостном фоне настоящим «праздником жизни» блистают проекты, реализуемые на базе классов клавишных электронных инструментов. Например, проект «Человек – оркестр» - совместный проект ГРЦ «Инновационные музыкальные технологии» ДМШ № 1 им. М. П. Фролова и компании Ямаха Мюзик (Россия). Среди его мероприятий: «Творческая мастерская аранжировок в классе синтезатора», Веб-семинары, мастер-классы, концерты – презентации, Открытая городская олимпиада учащихся ДШИ по дисциплинам «Клавишный синтезатор» и «Электронная аранжировка», Общегородской конкурс творчества учащихся ДШИ «Клавишная электроника» и Летняя творческая школа одаренных детей «АртКлассика».
Конечно, можно возразить: «Никакой синтезатор не заменит звучания настоящих инструментов, на которых так сложно научиться играть». Но тогда позвольте представить Вашему вниманию перечень работ, созданных в лаборатории музыкальной семантики Уфимской академии искусств. Эта лаборатория активно разрабатывает вопросы творческого музицирования именно с применением мультимедиа.
Л.Н. Шаймухаметова. Креативные свойства и парадоксы музыкального текста (на примере фортепианного репертуара ДМШ).
Е.Ю. Царева. Интонационные этюды в классе фортепиано
Л.З. Трунина. «Занимательная инструментовка» в классе фортепиано (на примере танцевальных пьес барокко)
Я.Ю. Данилова. Интонационные этюды «Тембровые диалоги» на уроках фортепиано
А.А. Мингажев. Креативное преобразование музыкального текста и минусовая фонограмма в классе фортепиано (на примере «Немецкого танца» № 4 Л.Бетховена)
Е.Г. Щербакова. «Мои первые транскрипции» на уроках фортепиано
Лично мне ни одна из перечисленных работ неизвестна.
Только два года назад (в 2013 году) в стране был учреждён «Национальный совет по современному музыкальному образованию» (НССМО), одной из задач которого стало «проведение обучающих курсов по современным направлениям музыкального образования и содействие внедрению новых предпрофессиональных программ в ДШИ».
Благодаря этой организации в России впервые были проведены фестивали-конкурсы: «Музыкальная Электроника и МультиМедиа-проекты» (МЭММ, Москва, 2011) и Всероссийский Фестиваль-конкурс учебных проектов «Музыка и мультимедиа в образовании» (ММО, С-Петербург, 2013)
«Жанровый разброс музыкальных мультимедиа был довольно широк: игровые фильмы, рекламные ролики, видеоклипы, музыкальные импровизации под изображения, звуковые литературно-музыкальные постановки, музыкальные учебно-образовательные презентации».
Помочь учителям освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников призвана и благотворительная программа «Intel® Обучение для будущего». Почти миллион учителей России уже прошли по ней обучение. Много ли мы знаем об этой программе? Тогда позвольте процитировать фрагмент статьи «Интерактивное оборудование в музыкальной школе: как и для чего?», размещённой на сайте Qomo-Products.ru. в разделе «Новости»:
«29 марта 2011 г. в пос. Агалатово Всеволожского района состоялся семинар «Интерактивное оборудование как наглядное пособие курса музыкально-теоретических дисциплин в системе образования ДМШ и ДШИ», организованный системным интегратором ASCREEN и компанией «Рояль». Мероприятие прошло в рамках районной олимпиады по сольфеджио и стало логичным завершением соревнований будущих музыкантов и композиторов.
В первую очередь, преподаватели узнали о возможностях интерактивной доски QOMO. Помимо работы на нотном стане, который можно установить как постоянный фон, программное обеспечение доски позволяет использовать в качестве наглядных материалов PowerPoint-презентации, мультимедийные ролики, графику и фотографии. Интерактивная доска QOMO открывает перед педагогами мир творчества и позволяет им создавать, демонстрировать, а также редактировать подготовленные наглядные пособия.
Специалисты ASCREEN также представили вниманию преподавателей готовые интерактивные уроки по музыке, которые поставляются бесплатно вместе с досками QOMO. Готовые мультимедийные модули сочетают иллюстрации, текст, видео, аудио и обязательно заинтересуют учащихся, помогут им в игровой форме усвоить даже очень сложные темы.
Особенно преподавателей заинтересовали документ-камеры, которые могут навсегда избавить преподавателя от необходимости переписывать на доску ноты или текст с бумажного носителя: достаточно положить документ на лайтбокс, чтобы весь класс увидел его на интерактивной доске. Слушатели семинара познакомились также с интерактивным планшетом QOMO, который позволяет преподавателю работать с графическими приложениями интерактивной доски из любой точки класса.
Возможности системы интерактивного опроса и голосования докладчики продемонстрировали в рабочем режиме и провели небольшое тестирование школьников-участников олимпиады по сольфеджио, присутствующих на семинаре. Педагогов очень заинтересовало моментальное подведение итогов голосования и отображение ответов в форме таблицы и гистограммы, для них такая функция опросной системы - настоящее спасение от рутинной работы по проверке контрольных.
На вопрос о том, каким образом все представленное оборудование QOMO можно совместить в одном учебном классе, докладчики ответили рассказом о готовом решении, разработанном компанией ASCREEN, - Учебном мультимедиа-комплексе. Все элементы комплекса - Интерактивная проекционная система и Многофункциональный стол-сейф преподавателя со встроенными в него документ-камерой и интерактивным планшетом - объединены системой интегрированного управления с удобным пользовательским интерфейсом. Преподавателю не нужно включать и настраивать устройства QOMO по отдельности, ему требуется лишь выбрать пиктограмму на сенсорном пульте, чтобы комплекс перешел в нужный режим работы.
Хотите знать, сколько стоит? Учебный мультимедийный комплекс (УМК) QOMO Медиабейс-02 (стол-сейф в комплекте с коммутационным обор.. стоит 1 141 857 руб. Без НДС
Так возможно ли внедрить метод учебных проектов в практику ДШИ при условии отсутствия денег на аппаратуру и обучение преподавателей? И чтоб не только в рамках теоретических предметов, но и на «специальности»? И чтоб многотомные научные труды не одолевать?
Оказывается можно. Этот учебный проект был реализован в ДМШ им.А.Н.Александрова преподавателем Мариной Ивановной Мозговенко. Ученики её класса провели учебное исследование, результатом которого стало исполнение «Детского альбома» П.И. Чайковского в оригинальной авторской последовательности. При этом исполнение всего цикла происходило в обстановке, воспроизводившей атмосферу домашних концертов в России Х1Х века и сопровождалось чтением дневников Фанни Дюрбах. «Два рояля, два исполнителя, одетые в бархатные костюмчики, стилизованные под эпоху. Пьесы звучат одна за другой, без аплодисментов. Между ними только короткие, увлекательные, но ёмкие по смыслу, комментарии… Фанни Дюрбах сохранила детские дневники Пети Чайковского. В 8 лет он записал: «Зачем меня создал всемогущий Бог?» - и в зале зазвучала «Утренняя молитва». Совсем по-другому воспринималась «Старинная французская песенка». В детстве Петя с восторгом относился к Жанне Д, Арк, а через 30 лет написал оперу «Орлеанская дева», где мелодия этой песенки звучит трагически, как раздумье о страдании, смерти и искуплении любовью…»
Не правда ли, быть фасилитатором можно и без УМК QOMO Медиабейс-02…