КДМШ / Преподавателям / Учебный проект «От души выполняемый замысел»

Слайд 1. «От души выполняемый замысел». К вопросу о возможности внедрения метода учебных проектов в практику ДШИ

Когда-то… в Америке

Метод учебных проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи. Идея метода состояла в том, что ученику предоставляли возможность самостоятельно приобрести знания в процессе решения практических проблем, интересных для него самого. Последователь Джона Дьюи Уильям Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод учебных проектов был осуждён, запрещён и изгнан из советской школы в 1931 году, как «антинаучный» и «буржуазный».



Возвращение «резидента»

Высокая динамика общественных процессов и мощные информационные потоки последних десятилетий поставили российскую школу (и общеобразовательную, и школу искусств) лицом к лицу с целым рядом серьёзных проблем.

Назовём самые важные:

  • Обилие информации не повысило уровень знаний у учеников, так как они неспособны вычленить из мощного потока и систематизировать нужную им информацию
  • У школьников наблюдается угасание интереса к познанию нового в процессе учения, так как полученные ими знания оторваны от реальной жизни
  • В школе продолжает превалировать субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися, что приводит к подавлению активности и самостоятельности школьника.

Важнейшей педагогической необходимостью стал поиск такого метода обучения, который, в первую очередь, формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; был бы приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Метод был найден. Так спустя почти 100 лет в российскую школу вернулся метод учебных проектов.



Слайд 3. Зачем углубляться в тонкости вопроса?

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; развивают у себя исследовательские умения, мышление.

Если с целью проектного обучения всё достаточно ясно, то само понятие «учебный проект» у нас трактуется совершенно по-разному.

Так ведущий российский исследователь проектной деятельности в школе Наталья Викторовна Матяш не разделяет понятие «учебный проект» с понятием «творчество» и рассматривает учебный творческий проект, как «самостоятельно разработанное и специально изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности ученика с учителем». То есть, выучил на уроке пьесу – вот тебе и проект! Вылепил на уроке труда фигурку из пластилина – оказывается, реализовал проект!

Оппонентом Н.В. Матяш выступает не менее известный исследователь проблемы учебного проекта Нинель Юловна Пахомова. Она трактует метод учебных проектов, как «учение через деятельность», а учебный проект, рассматривает в виде средства, позволяющего «обучать и возможности сделать что-то особенное и интересное, соответственно».

Думается, что второе определение более верное, но большинству преподавателей пришлось по душе использование понятия «учебный проект» в редакции Н.В. Матяш. И это легко объяснимо. На сегодняшний день внедрение метода проектов в образовательный процесс определяет наличие инновационной деятельности в школе. Зачем углубляться в тонкости вопроса? Можно перед изучением темы «Музыкальные инструменты» попросить учеников 2 класса сделать дома шумовые погремушки и гордо назвать это домашнее задание учебным проектом. Кстати, этот так называемый «проект» гуляет по просторам Интернета под многими фамилиями преподавателей ДШИ, заявляющих себя его авторами.



Слайд5. Нет проблемы - нет деятельности.

Однако, при таких изначально разных трактовках базовых понятий есть одна позиция, в которой мнения всех учёных сходятся. В основе каждого проекта лежит проблема. Желание решить проблему инициирует деятельность. Нет проблемы – нет деятельности.

Проблема проекта "Почему?" Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта "Зачем?" (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта "Что?" (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы "Как?"(мы это можем делать) Выбор способа и методов, планирование
Результат "Что получится?" (как решение проблемы) Ожидаемый результат

Так что же такое учебный проект? Проанализировав 19 определений понятия «учебный проект» из самых разных источников мы остановились на таком: Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта. Впрочем, пока учёные спорят, Вы можете выбрать любое другое определение, которое Вам больше нравится …

Слайд 6.Классификация учебных проектов

Существует огромное множество самых разных проектов. Их различают по по доминирующей деятельности (информационные, исследовательские, творческие, прикладные), по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные), по продолжительности (кратковременные и длительные), по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).



Слайд 7.Этапы работы над учебным проектом

Нет разногласий и в определении общего алгоритма подготовки и реализации учебного проекта. Вслед за темой и проблемой следует формулирование цели и задач, затем выбор методов, планирование работы, собственно ее осуществление и защита проектной работы. Приводим таблицу этапов работы над учебным проектом:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

  • Подготовительный, или вводный (погружение в проект) Выбор темы, формулирование задач. Установление критериев оценки проекта и формы его представления
  • Поисково-исследовательский этап. Определение источников информации. Планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов
  • Оформительский этап. Подготовка к публичной защите проекта
  • Заключительный этап. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Не хочу быть фасилитатором

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя и представить достигнутый результат публично. Из объекта ученик превращается в субъект. А субъект, по мысли С.Л. Рубинштейна, «сознательно действующее лицо, самосознание которого - это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его…. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле».

Роль учителя в проектной деятельности тоже меняется коренным образом. Проектирование выполняется не под руководством преподавателя, а вместе с преподавателем – проектирование строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Учитель выступает как фасилитатор, то есть помощник. Преподаватель должен удержаться от роли всезнающего оракула даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают что-то неправильно. Ученик сам определяет цель и идёт к этой цели. Редко кто хочет и может сменить роль оракула на роль фасилитатора. Метод проектов в советской школе 30-х годов «провалился», в первую очередь, потому, что не было учителей, способных работать с проектами. И сегодня умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения.



Слайд 8. Конечный продукт проектной деятельности Ты сделал что-то. Hу и что?

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо осязаемо оформлены (видеоролик, альбом, газета, доклад и т.д.). Зачастую продукт считают собственно проектом. Следует помнить, продукт – это не проект, а только одно из возможных воплощений проектного замысла.



Слайд 9.Творческие проекты в школе искусств

В практике ДШИ проектная деятельность в основном воплощается в творческих проектах. При этом под названием «творческий проект» чаще всего скрываются всем нам знакомые конкурсные, концертные или культурно-просветительские мероприятия, то есть проект подменяется продуктом. Например, ДМШ № 5 г.Рязани называет проектом Конкурс скрипачей имени В.Ф. Бобылёва; ДМШ №8 г.Екатеринбурга - Конкурс танцевальной музыки «Танцующие клавиши» и цикл концертов «Мастера на сцене». Кроме того, в рамках всех перечисленных «проектов» ученик продолжает находиться в позиции не «субъекта», а «объекта».

Складывается впечатление, что реализация полноценной проектной деятельности в ДШИ невозможна из-за самой специфики обучения.

На этом безрадостном фоне настоящим «праздником жизни» блистают проекты, реализуемые на базе классов клавишных электронных инструментов. Например, проект «Человек – оркестр» - совместный проект ГРЦ «Инновационные музыкальные технологии» ДМШ № 1 им. М. П. Фролова и компании Ямаха Мюзик (Россия). Среди его мероприятий: «Творческая мастерская аранжировок в классе синтезатора», Веб-семинары, мастер-классы, концерты – презентации, Открытая городская олимпиада учащихся ДШИ по дисциплинам «Клавишный синтезатор» и «Электронная аранжировка», Общегородской конкурс творчества учащихся ДШИ «Клавишная электроника» и Летняя творческая школа одаренных детей «АртКлассика».

Современная наука — педагогу-практику. Из опыта работы лаборатории музыкальной семантики Уфимской академии искусств



Конечно, можно возразить: «Никакой синтезатор не заменит звучания настоящих инструментов, на которых так сложно научиться играть». Но тогда позвольте представить Вашему вниманию перечень работ, созданных в лаборатории музыкальной семантики Уфимской академии искусств. Эта лаборатория активно разрабатывает вопросы творческого музицирования именно с применением мультимедиа.

Л.Н. Шаймухаметова. Креативные свойства и парадоксы музыкального текста (на примере фортепианного репертуара ДМШ).

Е.Ю. Царева. Интонационные этюды в классе фортепиано

Л.З. Трунина. «Занимательная инструментовка» в классе фортепиано (на примере танцевальных пьес барокко)

Я.Ю. Данилова. Интонационные этюды «Тембровые диалоги» на уроках фортепиано

А.А. Мингажев. Креативное преобразование музыкального текста и минусовая фонограмма в классе фортепиано (на примере «Немецкого танца» № 4 Л.Бетховена)

Е.Г. Щербакова. «Мои первые транскрипции» на уроках фортепиано

Лично мне ни одна из перечисленных работ неизвестна.



Слайд 15. Кто не идет вперед, тот отстает Аристотель В современной России музыкальное образование до сих пор парадоксально существует в отрыве от охватившей сегодня весь мир мультимедийной практики.

Только два года назад (в 2013 году) в стране был учреждён «Национальный совет по современному музыкальному образованию» (НССМО), одной из задач которого стало «проведение обучающих курсов по современным направлениям музыкального образования и содействие внедрению новых предпрофессиональных программ в ДШИ».

Благодаря этой организации в России впервые были проведены фестивали-конкурсы: «Музыкальная Электроника и МультиМедиа-проекты» (МЭММ, Москва, 2011) и Всероссийский Фестиваль-конкурс учебных проектов «Музыка и мультимедиа в образовании» (ММО, С-Петербург, 2013)

«Жанровый разброс музыкальных мультимедиа был довольно широк: игровые фильмы, рекламные ролики, видеоклипы, музыкальные импровизации под изображения, звуковые литературно-музыкальные постановки, музыкальные учебно-образовательные презентации».



«Intel® Обучение для будущего»

Помочь учителям освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников призвана и благотворительная программа «Intel® Обучение для будущего». Почти миллион учителей России уже прошли по ней обучение. Много ли мы знаем об этой программе? Тогда позвольте процитировать фрагмент статьи «Интерактивное оборудование в музыкальной школе: как и для чего?», размещённой на сайте Qomo-Products.ru. в разделе «Новости»:

«29 марта 2011 г. в пос. Агалатово Всеволожского района состоялся семинар «Интерактивное оборудование как наглядное пособие курса музыкально-теоретических дисциплин в системе образования ДМШ и ДШИ», организованный системным интегратором ASCREEN и компанией «Рояль». Мероприятие прошло в рамках районной олимпиады по сольфеджио и стало логичным завершением соревнований будущих музыкантов и композиторов.

В первую очередь, преподаватели узнали о возможностях интерактивной доски QOMO. Помимо работы на нотном стане, который можно установить как постоянный фон, программное обеспечение доски позволяет использовать в качестве наглядных материалов PowerPoint-презентации, мультимедийные ролики, графику и фотографии. Интерактивная доска QOMO открывает перед педагогами мир творчества и позволяет им создавать, демонстрировать, а также редактировать подготовленные наглядные пособия.

Специалисты ASCREEN также представили вниманию преподавателей готовые интерактивные уроки по музыке, которые поставляются бесплатно вместе с досками QOMO. Готовые мультимедийные модули сочетают иллюстрации, текст, видео, аудио и обязательно заинтересуют учащихся, помогут им в игровой форме усвоить даже очень сложные темы.

Особенно преподавателей заинтересовали документ-камеры, которые могут навсегда избавить преподавателя от необходимости переписывать на доску ноты или текст с бумажного носителя: достаточно положить документ на лайтбокс, чтобы весь класс увидел его на интерактивной доске. Слушатели семинара познакомились также с интерактивным планшетом QOMO, который позволяет преподавателю работать с графическими приложениями интерактивной доски из любой точки класса.

Возможности системы интерактивного опроса и голосования докладчики продемонстрировали в рабочем режиме и провели небольшое тестирование школьников-участников олимпиады по сольфеджио, присутствующих на семинаре. Педагогов очень заинтересовало моментальное подведение итогов голосования и отображение ответов в форме таблицы и гистограммы, для них такая функция опросной системы - настоящее спасение от рутинной работы по проверке контрольных.

На вопрос о том, каким образом все представленное оборудование QOMO можно совместить в одном учебном классе, докладчики ответили рассказом о готовом решении, разработанном компанией ASCREEN, - Учебном мультимедиа-комплексе. Все элементы комплекса - Интерактивная проекционная система и Многофункциональный стол-сейф преподавателя со встроенными в него документ-камерой и интерактивным планшетом - объединены системой интегрированного управления с удобным пользовательским интерфейсом. Преподавателю не нужно включать и настраивать устройства QOMO по отдельности, ему требуется лишь выбрать пиктограмму на сенсорном пульте, чтобы комплекс перешел в нужный режим работы.

Хотите знать, сколько стоит? Учебный мультимедийный комплекс (УМК) QOMO Медиабейс-02 (стол-сейф в комплекте с коммутационным обор.. стоит 1 141 857 руб. Без НДС



Слайд 16. Только большие проблемы дают большие возможности. Еит мудрость

Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Так возможно ли внедрить метод учебных проектов в практику ДШИ при условии отсутствия денег на аппаратуру и обучение преподавателей? И чтоб не только в рамках теоретических предметов, но и на «специальности»? И чтоб многотомные научные труды не одолевать?

Оказывается можно. Этот учебный проект был реализован в ДМШ им.А.Н.Александрова преподавателем Мариной Ивановной Мозговенко. Ученики её класса провели учебное исследование, результатом которого стало исполнение «Детского альбома» П.И. Чайковского в оригинальной авторской последовательности. При этом исполнение всего цикла происходило в обстановке, воспроизводившей атмосферу домашних концертов в России Х1Х века и сопровождалось чтением дневников Фанни Дюрбах. «Два рояля, два исполнителя, одетые в бархатные костюмчики, стилизованные под эпоху. Пьесы звучат одна за другой, без аплодисментов. Между ними только короткие, увлекательные, но ёмкие по смыслу, комментарии… Фанни Дюрбах сохранила детские дневники Пети Чайковского. В 8 лет он записал: «Зачем меня создал всемогущий Бог?» - и в зале зазвучала «Утренняя молитва». Совсем по-другому воспринималась «Старинная французская песенка». В детстве Петя с восторгом относился к Жанне Д, Арк, а через 30 лет написал оперу «Орлеанская дева», где мелодия этой песенки звучит трагически, как раздумье о страдании, смерти и искуплении любовью…»

Не правда ли, быть фасилитатором можно и без УМК QOMO Медиабейс-02…



Для тех, кому это показалось интересным

  • Полат Е. С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  • Сайт программы «Обучение для будущего»
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  • Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2012. – 160 с.