КДМШ / Преподавателям / Как написать образовательную программу (Требования к содержанию и оформлению)

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16. Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.
Заместитель Министра Е. Е. Чепурных
Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003.


Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов
  • Определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
  • Направленности дополнительных образовательных программ (художественной)
  • Современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности)
  • Формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.)
  • Методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей)
  • Средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся)


Содержание образовательных программ должно быть направлено:

  • На создание условий для развития личности ребенка
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
  • Профилактику асоциального поведения
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка
  • Укрепление психического и физического здоровья
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей


Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать:

  • Обучение
  • Воспитание
  • Развитие детей


Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Пояснительную записку
  • Учебно-тематический план
  • Содержание изучаемого курса
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  • Список литературы



  • Титульный лист включает:
    • Наименование образовательного учреждения
    • Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа
    • Название дополнительной образовательной программы
    • Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа
    • Срок реализации дополнительной образовательной программы
    • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы
    • Название города, населенного пункта
    • Год разработки дополнительной образовательной программы
  • Пояснительная записка раскрывает:
    • Направленность дополнительной образовательной программы
    • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность
    • Цели и задачи дополнительной образовательной программы
    • Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих
    • Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
    • Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
    • Формы и режим занятий
    • Ожидаемые результаты и способы их проверки
    • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
  • Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
    • Перечень разделов, тем
    • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
  • Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика)
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
    • Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.)
    • Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий
    • Форм подведения итогов по каждой теме или разделу
  • Литература
    • Соответствие списка литературы общим библиографическим правилам