КДМШ / Преподавателям / Как подготовить открытый урок

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗА ОТКРЫТЫХ УРОКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Цели проведения открытых уроков:

  • повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям- профессионалам высокого класса
  • экспертиза коллегами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем
  • саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя)

Открытое занятие всегда должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на основании многолетнего опыта.


АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Разработка учителем информационного или рекламного проспекта (буклета) предстоящего открытого урока.
Такой проспект совершенно необходим, для того чтобы приглашаемые учителя понимали цель своего прихода. Они должны знать, что их пригласили именно для учебы. Поэтому в проспекте полезно назвать цель методического занятия, тему и обязательно тему урока, но главное - сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого урока . Для повышения эффективности обучения учитель может представить здесь и какие-то методические материалы: структуру своих новшеств, краткое письменное изложение того наиболее интересного, что гостям предстоит увидеть-услышать, опорный конспект, образцы дидактического материалов, памятки, список используемой литературы и т. п.- все, что сделает приход коллег-гостей заинтересованным и осмысленным, а потому неизбежно повысит эффективность методической учебы.


2. Характеристика уровня обученности, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проводиться урок.
Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостя перед проведением открытого урока. В рамках предлагаемой технологии открытого урок характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей имеет не только самоценное значение, но является важнейшим и необходимым основанием проекта открытого урока , о котором учитель рассказывает гостям, пришедшим на учебу к мастеру, дальше.


3. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего урока.
Возможные варианты:
  • учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта
  • учитель сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности, обучаемости и пр. он учитывал, связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей представляет собой важный элемент следующего шага - «Обоснование проекта». Это очень важно для всех учителей: для тех, у которого развито системное мышление, это дает свободу в построении всей работы с приглашенными, для тех, у кого такое ценное качество не развито, позволяет его развить.


4. Обоснование проекта открытого урока.
Здесь, прежде всего, рассказываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы учитель назвал ведущие дидактические теории, концепции, образовательные практики, на которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых- методистов, других известных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебных и воспитательных возможностей детей в ходе педагогического или психолого- педагогического, или другими путями. Необходимо, по возможности, более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:

  • это модификация своего прежнего опыта
  • заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта
  • использование научных разработок ученых
  • результат проб и ошибок
  • результат эксперимента
  • новаторство


5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока.
Ответы должны быть аргументированными.


6. Проведение открытого урока

7. Анализ открытого урока самим учителем

8. Анализ открытого урока директором или завучем этой школы

9. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку

10. Общая дискуссия

11. Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок



Материалы по теме:

Как подготовить открытый урок
Анализ урока
Технологическая карта урока